Игорь Никонов: "После истории с Театром на Подоле еще долго никто не захочет делать подарки любимому городу"

09.12.2016

Игорь Никонов: "После истории с Театром на Подоле еще долго никто не захочет делать подарки любимому городу"


По мнению почетного президента KAN Development, ситуация с театром показала, что в Киеве нужно срочно дорабатывать законодательную базу.

Сегодня в Киеве строят много, с размахом, но почему-то непродуманно и агрессивно, буквально выгрызая свободные клочки земли, нарушая архитектурные ансамбли улиц и площадей. Неудивительно, что это вызывает недовольство горожан. 

О том, как уберечь древний Киев от хаотичной застройки, «ФАКТЫ» беседуют с руководителем ведущей девелоперской компании KAN Development Игорем Никоновым. 

— Главной темой прошедшей недели была презентация здания нового Театра на Подоле. В связи с этим просто не могу не спросить: как получилось, что большой меценатский проект — современный театр на Андреевском спуске — стал предметом скандала и даже открытого противостояния? 

— Критика театра — это в основном эмоции. Я поддержу архитекторов и скажу, что проект если и требует доработки, то не принципиальной. Конечно, можно что-то подкорректировать… Например, я бы отдал предпочтение стеклу, а не темному металлу. Но все остальное отвечает трендам современности, да и про техническое задание на здание не стоит забывать. Внутри заложена технология театра, этим и обусловлены такие пропорции. Театр соответствует рекомендациям ЮНЕСКО, потому что действительно нельзя сегодня строить так, как это делали в XVIII—XIX вв.еках. Я и сам был в подобной ситуации, когда наша компания занималась реконструкцией Бессарабского квартала. Знаете, почему общественное мнение не может диктовать архитектору? 

— Почему? 

— Вспомните историю с Эйфелевой башней — нынешним символом столицы Франции, удивительным архитектурно-инженерным сооружением. Общественность никогда не позволила бы ее построить, если бы не обещание, что она возводится временно, для проведения выставки. А сейчас мы не можем представить изящный Париж без башни. Соединение истории и современности в архитектуре можно видеть во всех европейских столицах и крупных городах. Сколько прекрасных проектов есть в Лондоне, где новые комплексы смело, дерзко, но при этом очень органично вписались в существующие ансамбли улиц и кварталов. Реконструкции с продуманным решением инженерных коммуникаций, подъездных путей, парковок — все это делает город более комфортным для людей. 

В Киеве уже который год работают над созданием пешеходной зоны в культурно-историческом центре. Есть большой проект кольца — Андреевский спуск, Контрактовая площадь, улица Сагайдачного, Почтовая площадь, подъем на фуникулере к Михайловской площади, Десятинная улица, Софиевская площадь. Здесь должны быть не только исторические объекты, но и театр, галереи, концертные площадки, кафе, рестораны, кондитерские, торговые центры, парковки… И все это с современной эффектной подсветкой зданий вечером. Так вот, Театр на Подоле будет одной из точек, привлекающих киевлян и туристов к этому кольцу. А как было бы прекрасно, если бы наконец решилась судьба Гостиного двора, чтобы здание не разрушалось (как сейчас происходит), а принимало бы жителей и гостей столицы. 

— Киевлянам обещают провести общественные слушания, на которых должна решиться судьба внешнего облика Театра на Подоле. Это выход из сложившейся ситуации? 

— Нет, это затягивание процесса. Такие вопросы должен решать совет профессионалов. Более того, ситуация с театром стала катализатором многих явлений и показала, что в Киеве нужно срочно дорабатывать законодательную базу. Например, прежде чем утвердить проект, архитекторы должны представить 3D-модель будущего здания, да еще и с трех разных видовых точек. Тогда будет понятно, какое здание строится и как композиционно оно вписывается в существующую среду. После одобрения специалистами данной модели следует обязать застройщика точно выполнить проект. Причем это должно касаться не только культурных объектов, но и жилых домов. Ведь нынешние новостройки выглядят иногда просто жутко: какие-то разрозненные фрагменты, нет целостного ансамбля микрорайона или хотя бы квартала

… Архитекторов и градостроителей, которые войдут в градостроительный комитет, необходимо выбирать на основе рейтингов их реальных работ. 

— В 2013 году Киевсовет принял Городскую программу создания градостроительной документации. Предполагалось, что это даст возможность разработать и утвердить детальные планы территорий (ДПТ) Киева, где в будущем будут что-либо возводить. Но за создание проектов ДПТ платят застройщики, а значит, существуют большие коррупционные риски. 

— Безусловно. Киеву необходимо наконец-то утвердить генеральный план. Спекуляции вокруг него не дают столице развиваться. В итоге инвесторы не вкладывают средства в строительство и реконструкции. 

Киевсовет и мэр готовы принять генплан в целом, и тогда в будущем ДПТ уточнили бы только нюансы, касающиеся конкретных районов. Но для принятия этого документа еще нужна политическая воля депутатов, и вот тут начинается противостояние разных интересов. 

Пока у Киева не будет четкого и понятного генплана, можно не рассчитывать на большие меценатские программы. Это тонкий и очень личный момент, ведь не бывает меценатов в общем. Человек решает тратить деньги на что-то конкретное. К слову, после истории с Театром на Подоле, мне кажется, еще долго никто не захочет делать подарки любимому городу. В Киеве довольно много старых зданий, которые по существующему закону можно только реставрировать. С точки зрения истории и архитектуры там ценный только внешний вид. Они годами стоят, разрушаются, делают город мрачным и неудобным, но снести эти здания и в дальнейшем воссоздать в прежнем виде, но с современным функционалом, никак нельзя. Эти дома стоят мертвыми, и на деле здания никому не нужны. А ведь если бы была четкая процедура продажи таких объектов инвестору, с возможностью восстановления их первоначального вида, но с современным функционалом (паркингами, техническими помещениями, лифтами, инженерным обеспечением), Киев преобразился бы. Либо государство должно выделять средства на такие проекты самостоятельно, что маловероятно. Представьте, сколько заброшенных домов, особняков, можно превратить в картинные галереи, концертные залы, отели, офисные или образовательные центры. Но механизма нет, и они разрушаются. Посмотрите, что происходит с гостиницей «Лейпциг» на Владимирской улице. Сколько раз ее пытались отреставрировать и сделать отелем. В итоге она стоит пустой. Одним словом, в Киеве назрела необходимость на законодательном уровне разграничить действительно аутентичные историко-культурные объекты и просто старые здания. Безусловно, памятники нужно охранять и реставрировать, однако старые дома необходимо иметь возможность сносить и воссоздавать в прежнем виде, но с современным наполнением, давая им тем самым новую жизнь. 

Источник: fakty.ua

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
ДРУГИЕ НОВОСТИ